Падение валют — проблема для экспорта

02.08.2019
За последние полгода курсы валют по отношению к белорусскому рублю снизились примерно на 10%, и это — осложняющий фактор для развития туриндустрии, которая зарабатывает на иностранных рынках. Как это отражается на туристических компаниях и куда движется рынок, Profi.Travel рассказал председатель правления Республиканского союза туриндустрии Беларуси Филипп Гулый.

— Валютные риски, безусловно, понятное и естественное явление в туристической экономике. В тоже время при отсутствии эффективного регулировании рынка или открытого саморегулирования они могут приводить к различным коллапсам и сложностям.

Осенью, когда мы подведём итоги сезона и будем планировать 2020-й, а также будет большая ясность по отраслевому закону, возможно, нам откроется понятная стратегия на 3-5 лет, мы увидим попытки подходов к развитию индустрии гостеприимства и т.д. На фоне этих процессов РСТ надеется, что взаимодействие между всеми участниками въездного рынка придёт рано или поздно к каким-то правилам и алгоритмам, приносящим максимальную пользу стране. Стране в широком и конкретном смысле этого слова: субъектам туриндустрии, территории и людям, занятым в туризме и смежных отраслях.

Разумное регулирование предполагает панорамное видение процессов, оперативную статистику, четкое прогнозирование распределения объемов ресурсов от турпотока, иначе мы окажемся в ситуации перекрестка, где не работает светофор и нет регулировщика.

Что я имею ввиду:

Все начинается с дистрибуции, которая требует фиксированных цен для глубины продаж и бронирования. Однако в июне 2019-ого цены на 2020/21 годы поставщики не способны дать за редчайшим исключением — что прескверно, но являет собой объективную реальность.

Далее туроператор или рискует, или пытается договориться о чем-то примерном — и это уже вызывает дискомфорт в цепочке.

Все мы понимаем, что дальнемагистральный турист — да и почти любой иностранный турист — приезжает сегодня в Беларусь целенаправленно: именно к нам или к нам в том числе. Значит, чтобы привлечь внимание остальных туристов или тех, кто о нас никогда не слышал, нужно сознательно бороться с конкурентами — то есть быть понятными и надежными. А основа этого — стабильная цена и качество услуг.

С зимнего периода до сегодняшнего дня курс евро упал на 10%. В большинстве продукта это и есть вся прибыль въездного туроператора. Отправляющие туркомпании и различные маркетплейсы зарабатывают по-разному, но делиться прибылью — не в их жизненных принципах, к тому же зачастую им приходится выплачивать комиссию или давать скидки среднему опту, рознице и иногда самим туристам.

В тоже время реальность белорусского рынка такова, что многие поставщики — музеи, общепит, некоторые отели и аттракции — могут поднять цены в белорусских рублях прямо в середине сезона. Конечно, туристический процесс не может остановиться до следующего года, не может изменить цен, не может сократить комиссию — иначе лишится дистрибуции, на привлечение которой потрачены огромные ресурсы, ну и, соответсвенно, компании несут убыток.

Видя, что на повышение цен туроператоры и иная торговля инерционно и безальтернативно соглашаются, поставщики в свою очередь не упускают возможности получить временное обогащение. Если же по логике подорожания цены пойдут вверх по всей цепочке, рано или поздно мы упремся в проблему конкурентоспособности.

Мы уже четко видим рост турпотока с рынка РФ на европейские направления, которые, соответственно, подешевели. И прибалты — как и иные рынки, облюбовавшие наше направление, — умеют считать свои деньги.

Сложившаяся система маркетинга — в которой крохотная часть турбизнеса и госбюджет делают точечные, хоть и системные шаги на целевых рынках — почти исключает участие поставщиков, чья активность низка в силу положения дел в индустрии.

Поэтому некий регулятор, понимающий макроэкономические процессы на нашей турплощадке и целевых рынках, просто обязан существовать!

Нашу отрасль ждет неминуемый успех, только вопрос: через 5 лет или через 25? И будет это белорусский турбизнес или чужеземный?..

Источник: https://profi.travel/news/43046/details