- Русский
- English
Инвестиции в туризм Беларуси: как трансформировать локальный скепсис в профит?
Волна интереса к внутреннему туризму в Беларуси привлекает всё больше инвесторов. Но стоит ли вкладываться в этот рынок, где нет ни гор, ни морей? Эксперты турбизнеса уверены, что это только наш локальный скепсис. До 2014 года фраза "Ну какой в Беларуси может быть туризм?!" звучала часто и в том числе от людей «авторитетных». Есть у нас и туризм, и потенциал для роста, и выгодное геоположение, и культурно-историческое наследие, и богатая природа. Чего же не хватает для привлечения инвестиций в этот сектор экономики?
Весной на встрече в Москве с председателем правительства России Михаилом Мишустиным Премьер-министр Беларуси Роман Головченко раскритиковал качество взаимных инвестиций и предложил увеличить их количество в инфраструктурные проекты в сфере туризма и оздоровления. Беларусь - популярное направление у российских туристов: в прошлом году более 1,1 миллиона россиян посетили белорусские здравницы и гостиницы. И спрос растет, но он сдерживается нехваткой мест размещения. Скажем, места на лето в санаториях забронированы на 100% еще в мае. И в целом по году заполняемость отечественных здравниц более 84%.
Теме инвестиций в отрасль на Втором российско-белорусском турконгрессе была посвящена отдельная секция. Республиканский союз туриндустрии собрал за круглым столом представителей власти, банков и бизнеса для обсуждения инвестиционных возможностей в РБ именно в туризме, обмена опытом, презентации компетенций и лучших практик. Беларусь открыта для всех инвесторов. И мы успешно держим высокий уровень притока иностранных инвестиций: в 2023 году он составил порядка $8 млрд, при этом около $6 млрд - прямые. Среди наших основных партнеров – Россия, Эмираты, Нидерланды и Китай. Но насколько туристический сегмент сегодня близок потенциальному инвестору и с чем готовы зайти на наш рынок российские компании? Хотим озвучить некоторые идеи, прозвучавшие на конгрессе, которые на наш взгляд, имеют ценность.
***
Беларусь - уже сформированный бренд голубых озёр, зубров и средневековых замков, хоть и мало раскрученный. И в рейтинге самых посещаемых туристами стран мира входит в первую 50-ку. Тем не менее, бравурные цифры о 5,6 млн туристов, посетивших нас в прошлом году - это лишь 47% от допандемийного турпотока. Даже российских туристов в 2019 было больше - свыше 7 млн. Так что до “кризиса роста” еще далеко. И для инвесторов у нас - “непаханое поле”. Можно заходить с разными идеями и проектами - потенциальный спрос есть и будет. Этому и транспортная логистика способствует, и туристические активы.
БЫЛИ БЫ ДЕНЬГИ - ДВОРЕЦ НАЙДЕТСЯ
- В Беларуси очень много природоохранных зон (точнее - около 1300 зон, которые покрывают 9% территории страны) и объектов исторического наследия, входящих в список ЮНЕСКО, которые государство поддерживает и развивает, - рассказывает директор Национального агентства инвестиций и приватизации Дмитрий Красовский. - Свежий пример – Дворец Булгаков - новая популярная дестинация, неизвестная еще даже всем белорусам. И таких объектов, которые ждут своих инвесторов, предостаточно. На нашем портале «Дорожная карта инвестора» сейчас около 30 инвестиционных предложений в сфере туризма по всей Беларуси.
Например, туркомплекс в Витебской области «Міёрскі фальварак», «Парк Дуброва» в Минской области, уникальный водный кемпинг на Браславщине с домиками в форме бочек, напоминающие мальдивские водные виллы, но с белорусским колоритом. Еще один “лот” - оздоровительный лагерь «Космос» в живописном месте Полоцкого района с перспективой создания из него круглогодичной базы отдыха.
- Мы помогаем инвесторам реализовывать их интересы в Беларуси, и самое главное – наши услуги бесплатны, - подчеркивает Красовский.
Конечно, тут важна не только перспектива получения прибыли, но и выгодные, интересные условия для ведения бизнеса. В Беларуси из палитры инвестиционных режимов, по словам директора НАИП, особого внимания бизнеса в сфере туризма заслуживает инвестиционный договор. Он позволяет существенно снизить издержки на этапе капиталовложений, особенно для тех, кто инвестирует в недвижимость.
ТУРИСТИЧЕСКАЯ СЭЗ
Появились инвестиционные туристические проекты и в свободных экономических зонах, которых в Беларуси всего шесть.
- Если раньше мы все усилия направляли в производственный сектор (2 млрд долларов инвестиций, из которых 300 млн – от российских компаний!), то сейчас решили тиражировать наш успешный опыт и в туризм, - рассказывает Дмитрий Рожков, глава одной из крупнейших инвестиционных площадок “Гродноинвест”. - Мы запустили пилотный проект по созданию туристического парка "Августовский Канал", учитывая уникальность самого объекта и уже наработанную законодательную базу в этой сфере.
Августовский канал соединяет Беларусь, Польшу и Литву, его белорусский участок составляет 22 км. В «Гродноинвест» выделили 5000 гектаров для развития этой территории, создав специальные правовые условия для бизнеса.
- Сейчас мы привлекаем инвесторов, предлагая около 10 инвестиционных площадок для различных комплексов, от мини-кафе до крупных многофункциональных объектов, - говорит Дмитрий. - И уже реализовываются несколько проектов, включая санаторные комплексы и реконструкцию исторических объектов. Мы разработали онлайн-платформу для информирования о возможностях в парке и активно продвигаем этот проект на площадках за рубежом. Сейчас две российские компании готовят бизнес-планы и скоро станут резидентами парка.
ГОСТИНИЦЫ - БОЛЬШИЕ И МАЛЫЕ
Заглядываются на белорусский рынок и российские гостиничные сети. Например, AZIMUT, которая имеет около 70 отелей и санаториев более чем в 40 городах, а недавно вышла и в страны СНГ, открыв отель в Узбекистане. Учитывая текущую политику двух стран в сфере туризма, компания видит перспективы для экспансии своих брендов и расширения портфеля за счет номерного фонда и в Беларуси, вплоть до строительства и развития территорий.
- Понимаем, что большинство российских гостей приезжают в Беларусь именно для санаторно-курортного лечения, - говорит директор по развитию AZIMUT HOTELS Татьяна Белова. - В нашем портфеле на данный момент 20 таких объектов, которые полностью интегрированы в нашу сеть. К сожалению, пока это - не Беларусь. Тем не менее, компания уже давно изучает различные проекты и ведет переговоры, детали которых пока не разглашаются.
Нехватка номерного фонда - главный тормоз развития внутреннего туризма как в России, так и в Беларуси. Российские регионы успешно привлекают инвестиции в туризм благодаря господдержке и туристическому нацпроекту.
- Поддержка не предполагает полное субсидирование: инвесторы должны вложить 50% собственных средств, остальное - по грантовой поддержке строительства модульных гостиниц. - подчеркивает директор по развитию туризма Свердловской области Эльмира Туканова. - Эта мера - одна из самых популярных у инвесторов, так как позволяет быстро создать необходимый номерной фонд за один год, особенно в отдаленных от Екатеринбурга районах. В рамках нацпроекта инвесторы активно используют льготные кредиты под 3-5% на строительство гостиниц. Сейчас два пятизвездочных отеля в регионе возводятся благодаря этой поддержке.
Поначалу на волне открывшегося окна возможностей и романтизма все кинулись возводить глэмпинги, кемпинги, модульные отели, а потом некоторые инвесторы отказались от проектов, не справились. И сейчас идет речь о том, чтобы создавать сети, франшизы на базе уже успешно работающих отелей такого типа и потихоньку формировать класс профессиональных инвесторов и управленцев.
- У нас в России есть два интересных инструмента, которые могут быть полезны белорусскому туристическому бизнесу, - рассказывает исполнительный директор сети River Rock Hotels&Resorts Седат Коркмаз. - Первый — субсидии на покупку франшиз. Это способствует быстрому развитию отрасли благодаря уже зарекомендовавшим себя бизнес-моделям. В Москве в год около тысячи предпринимателей получают такую субсидию. Даже в таких крайних регионах, как Ямал, где зимой температура достигает минус 45 градусов, а лето символизируют белые ночи и комары, правительство субсидирует франшизу, чтобы привлекать в регион известные бренды и федеральные сети ресторанов, которые поддерживают высокие стандарты качества. Туристы это ценят, когда даже в отдаленных уголках видят известные бренды. А второй инструмент — нулевая ставка НДС для общепита. Федерация рестораторов активно продвигала эту меру, демонстрируя на практике и на цифрах, что для бюджета страны – это совсем небольшие деньги, почти незаметные, а для отрасли – достаточно серьезное подспорье.
ГОРЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Еще одна ниша для развития - горнолыжные комплексы. Многие считают, что развивать горнолыжный туризм можно только там, где есть горы. Но если в Беларуси, где гора Дзержинская 345 метров считается самой высокой точкой, даже горнолыжный спорт развивается, то туризму - сам бог велел. Не обязательно иметь прям горы-горы, считает зампред правления Ассоциации горнолыжных комплексов и территорий РФ Светлана Данилина. Опыт Москвы, где курорт “Кант” построен на бывшей свалке, показывает, что можно создать успешный комплекс даже без природных склонов. И сделать его всесезонным и многофункциональным, встроив туда и роликовые коньки, и скалолазание, и экотропы со скандинавской ходьбой, и даже круглогодичное катание на тюбингах. Горнолыжные курорты могут приносить не только зимние деньги, но и летние. В России даже предлагается рассмотреть возможность субсидированного лизинга на развитие летней инфраструктуры.
- Кроме того, чтобы увеличить количество катающихся на крутых горных склонах, нужно привлекать новичков, создавая именно малые курорты с небольшими перепадами высот, - уверена Светлана Данилина. - И популяризировать этот вид отдыха. Например, после ледового шоу на Первом канале число занимающихся фигурным катанием выросло на 120%. То же самое можно было бы и по горнолыжке сделать. Мы видим огромный потенциал для роста: сейчас только 3-4% населения в России катается на лыжах. Это очень мало для страны, где на горы приходится 40% территории. Для сравнения, в Австрии - 17% катающихся.
Перспективу в малых горнолыжках видит и Арсений Крепский, руководитель агентства по туризму Приморского края, где тоже нет высоких гор, как на Кавказе, но есть рельефные участки, идеально подходящие для начинающих лыжников:
- Хотя средний чек будет ниже, зато вложения для раскрутки таких склонов значительно меньше. Как золотая промышленность живет не на самородках, а на песке, так и малые горнолыжные комплексы могут предложить широкий спектр услуг для новичков и семей с детьми. Это устойчивый туристический проект, который будет популярен у инвесторов и приносить стабильную прибыль.
Сейчас в России рассматривается закон, который позволит строительство горнолыжных курортов на землях лесного фонда, в том числе сплошную рубку под трассы. Также, по словам Данилиной, рассматриваются меры поддержки, такие как нулевой НДС на катание на канатных дорогах и субсидирование закупок горнолыжного российского оборудования. Причем, можно было бы включить в эту историю и товары белорусского производства - снежные пушки, ратраки достойного качества! Форум туристических территорий, который пройдет в Минводах в октябре, станет площадкой для обсуждения возможных инвестиций и проектов в горнолыжной и туристической индустрии.
Еще один интересный кейс из опыта Приморского края, который сработал именно на привлечение инвестиций. В Хасанском округе, где теплое море и до октября можно купаться, очень большой объем земель был - сельхозназначения, что мешало их использовать в рекреации. Решение нашли в изменении границ населенных пунктов и зонировании. В прошлом году начали этот процесс, введя в туристический оборот 200 гектаров. На корректировку потратили 26 млн рублей, а привлекли около 35 млрд рублей инвестиций до 2031 года. Этот путь оказался самым быстрым и эффективным. Хотя у многих вызывало удивление, почему туристические власти занимаются землеустроительной деятельностью.
Все это актуально и для Беларуси, которая на 40% покрыта лесами, а еще на 40% - сельскохозяйственными землями, на которых строить и развивать туризм формально невозможно… Поэтому такой опыт может быть полезен. Конечно, не хватает такого масштабного субсидирования, но есть программа лизинга, в том числе льготного, на различные проекты: от оборудования до транспорта и туробъектов.
- Для участия необходимо, чтобы оборудование было произведено в России и соответствовало определенным стандартам, - подчеркивает советник гендиректора БелВЭБлизинга Павел Агеенков. - Проекты могут быть объединены для достижения минимального порога финансирования в 500 миллионов рублей, хотя возможны и меньшие суммы. Можно получать финансирование на срок до 12 лет с нулевым авансом…
ПИАР ДЛЯ ИНВЕСТОРА
Геополитическая ситуация, которая сложилась сейчас вокруг наших стран, привела к взрывному росту внутреннего туризма. И Беларусь сегодня, по факту, вынуждена конкурировать со всеми российскими регионами, каждый из которых, без исключения, от Камчатки и Сахалина до Калининграда и Владивостока, борются за своих же внутренних туристов. Даже регионы, которые раньше не считались туристическими местами, включились в эту конкурентную битву. Если еще 5-7 лет назад мало кто серьезно думал о поездке в Дагестан или Чечню с туристическими целями, то сегодня турпоток туда стремительно растет. Если в 2019-м Дагестан посетило 850 тысяч туристов. То в 2023-м - 1.7 млн! И даже после терактов в регионе в конце июня аннуляции туров были единичны, а спад бронирования не превышал 5-10% - настолько выросла популярность Северного Кавказа!
- В целом по Северо-Кавказскому федеральному округу после больших показателей прошлого года, где есть рост на 30-40% в отдельные месяцы, мы видим продолжающийся рост на 12%. В Чечне число поездок выросло на 28% за январь—май, - привел данные заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков на Кавказском инвестиционном форуме.
Основной вызов времени - это дефицит предложения на туристическом рынке. В РФ решают эту проблему финансовой поддержкой: реализация национального проекта, льготное кредитование, строительство модульных гостиниц, субсидии регионам на развитие туризма и другие меры.
- Но помимо этого очень важно сегодня снимать избыточные барьеры, повышать эффективность ведения бизнеса, - подчеркнул Вахруков. - Потому что конечная цель — создать отрасль, которая будет окупаться, вести стабильный прозрачный бизнес на благо туристов.
Он добавил, что в этом году была запущена масштабная программа по продвижению российского туристического бренда за рубежом, благодаря которой увеличился турпоток в целом по стране:
- Работаем не только в традиционных, но и новых форматах, уже зарекомендовавших себя. Это привлечение блогеров, продвижение на интернет-площадках, в том числе китайских. Это дает большой эффект — у нас по въездному туризму +50% в этом году. Мы видим, что мир заново узнает Россию, для нас это индикатор качества — понимать, что мы конкурируем с курортами, которые развивались десятилетиями.
Замгендиректора ТАСС Андрей Соколов на конгрессе привел в пример успешный инфопроект по продвижению Северного Кавказа - начиная с выставок в аэропортах и московских бульварах, заканчивая фестивалями.
- Мы готовы включить Беларусь и её регионы в это динамичное движение, чтобы привлечь больше российских туристов, - говорит Соколов. - Учитывая, что до Минска рукой подать, прямых рейсов - много, перелет недорогой, но далеко не все знают о туристических возможностях синеокого края.
А ведь каждый турист - это потенциальный инвестор. А каждый инвестор - это турист, который пользуется всеми туруслугами даже когда только задумывается приехать к нам.
Продолжение следует…
пресс-служба РСТИ