Опыт России: «Электронная путевка». Чего ждать Беларуси?

28.11.2019
Одним из краеугольных вопросов на повестке дня на конгрессе в Сочи оказалось внедрение электронной путевки в России, что в свете гармонизации законодательства наших стран для Беларуси также может стать реальностью в недалеком будущем.

Отметим, что запуск в эксплуатацию информационной системы «Электронная путевка» в России был намечен на 1 апреля 2020 года, но представители турбизнеса просят о пересмотре сроков, так как опасаются, что не успеют основательно подготовиться к запуску системы.

Чтобы сформировать мнение о функционале системы и понять, необходима ли доработка, свое согласие подключиться к ней в тестовом режиме дали компании: «Библио-Глобус», «Пегас Туристик», ANEX Tour, Coral Travel, Space Travel, ICS Travel Group. Подчеркнем, что на данный момент у участников рынка критически мало информации о системе «Электронная путевка», рынку до сих пор не был представлен ее окончательный вариант.

По словам руководителя IT-комитета Ассоциации «Турпомощь» Игоря Козлова, с 2017 года разработчику ЭП и Ростуризму было направлено около 15 ключевых вопросов, касающихся функционирования информационной системы. Ответов на них получено так и не было.

В частности, участникам рынка непонятна цель запуска «Электронной путевки»: аналитическая, контрольная, информационная или фискальная. Представители оператора, «Национальные туристические технологии», утверждают, что это сбор информации о турпотоке, однако в профильных ведомствах, Госдуме и Ростуризме настаивают на фискальной функции.

Кроме того, за пять лет с момента начала работы над ЭП не было создано стандартизованных электронных документов, также не разработаны модули и шлюзы для быстрого подключения участников рынка. До сих пор не решен вопрос хранения и деперсонализации данных. Агент не передает туроператору право на обработку данных туриста, таким образом поставщик туруслуг, который заносит их в информационную систему, становится нарушителем законодательства. Помимо прочего, до сих пор не предусмотрен механизм масштабного тестирования и дорожная карта внедрения.

Еще один вопрос, который остается открытым — это размер платы за внесение данных в информационную систему. Участники Конгресса выступили с предложением Минэкономразвития и Ростуризму провести публичную презентацию технических характеристик ЭП, а также представить расчет стоимости транзакций в системе.

Филипп Гулый, председатель правления Республиканского союза туриндустрии:

— Торжественное оформление взаимоотношений Российского союза туриндустрии и Республиканского союза туриндустрии на IV Конгрессе туроператоров в Сочи выглядит символично в силу общеинтеграционных процессов в Союзном государстве России и Беларуси, а также активизирующегося ЕАЭС.

Перед нашим экономическим пространством от Польши до Китая, где туриндустрия имеет общие, даже почти одинаковые проблемы, логика их решения близка к унификации.

Российский отраслевой рынок с его емкостью, турпотоком, потенциалом, георасположением, финансовыми возможностями, компенсационными и стимулирующими механизмами, является фундаментом этого процесса. От примера отраслевой политики в России зависит возможность «надстроек» и целостность самой структуры.

Ярко и привлекательно выглядит анонсируемая политика Минэкономразвития РФ по ранжированию территории, соинвестированию кластерных систем — такого основательно подхода не просматривалось давно. В принципе, все посылы, заложенные в векторе отраслевой политики, хороши — это и система национальных проектов, и компенсационные механизмы, и технология фискальной прозрачности бизнеса, и защищенность туриста. Однако риски поспешных решений есть.

Нам, за пределами РФ, трудно давать какие-то комментарии, но субъективно просматривается главное: привлекательно и полезно выглядит только то, что облегчает развитие индустрии и ее регулирование, что не несет дополненных затрат (бухгалтерских, менеджерских), не является дублирующей системой и интегрируется с технологиями, работающими на рынке — именно такие взвешенные поэтапные шаги делают Россию привлекательной площадкой и локомотивом ЕАЭС.

Цифровизация нашей отрасли — важнейшая и стратегическая задача, но сможет ли Россия предложить рынку не только «сложно коррелирующий электронный инструмент», а нечто более масштабное и совершенное?

ЕАЭС нуждается в технологии, которая будет учитывать кроме торговли и фонды размещения, и системную выгрузку национального турпродукта в мировую дистрибуцию на более выгодных условиях.

Совпадение интересов всех профессионалов СНГ заключается в простых задачах:

1. Увеличение взаимных турпотоков;
2. Развитие логистики;
3. Снижение себестоимости национальных турпродуктов, реализуемых внутри ЕАЭС.

Именно в этом смысл совместной работы союзов и ассоциаций наших стран для консолидации ресурсов, экспертизы, компетенции с целью помощи и опоры госрегулирования туризма.

Георгий Мохов, управляющий партнер юридического агентства «Персона Грата» (Россия):

— Никакого отношения гармонизация законодательства России и Беларуси к информационной системе учета реализации турпродукта не имеет.

В каждой юрисдикции свои правила и требования к учету, и в Беларуси могут быть установлены обязательные требования к внесению сведений в информационную систему для целей усиления контроля и надзора в сфере туризма, поэтому необходимо оценивать конкретный программный продукт, его удобство, уровень автоматизации, цену интеграции с информсистемами туроператоров, эффективность и соответствие поставленным задачам.

Безусловно, бизнесу следует принимать непосредственное участие в процессе разработки и внедрения таких «надзорных» информационных систем, дабы не получить избыточное давление и чрезмерную цену.

Лариса Петровская, директор ОДО «Туристическая фирма „Илва“» (г. Смоленск):

— Сегодня вопросов у российского турбизнеса по внедрению «Электронной путевки» больше, чем ответов у тех, кто разрабатывает и пытается внедрить этот инструмент. Тестирование пройдено не было, а система фингарантий не работает так, как это планировалось, и ее нужно основательно менять или отказаться вовсе.

Поэтому белорусскому турбизнесу надо учитывать опыт России и не повторять наших ошибок. Возможно, лучшим решением будет создать официальный реестр туроператоров и турагентов и ввести систему страхования каждой путевки или услуги.